Отчет о прибылях и убытках показывает финансовые результаты деятельности компании за отчетный период. Финансовый результат показывает разницу между доходами и расходами. Если доходов больше – получается прибыль, расходов больше – убыток. Отчет содержит данные о доходах и расходах нарастающим итогом с начала периода до отчетной даты.
Стандартно в отчете о финансовых результатах доходы и расходы отражаются по методу начисления (кассовый метод - исключение может быть для малых предприятий). Выручка начисляется, когда покупателю были отгружены товары или оказаны услуги. Учет по методу начисления отражает доходы и расходы в том периоде, в котором они возникли, даже если денежные поступления и выплаты были в другом периоде.
В отчете доходы и расходы, как правило, отражаются без НДС и делятся на обычные и прочие. Стандартный состав доходов и расходов выглядит следующим образом:
· Выручка
· Себестоимость продаж
· Валовая прибыль (убыток)
· Коммерческие расходы
· Управленческие расходы
· Прибыль (убыток) от продаж
· Доходы от участия в других организациях
· Проценты к получению
· Проценты к уплате
· Прочие доходы
· Прочие расходы
· Прибыль (убыток) до налогообложения
· Текущий налог на прибыль
· Чистая прибыль (убыток)
Отчет о финансовых результатах помогает понять, какую отдачу организация получила от имеющихся у нее экономических ресурсов. Эта информация поможет оценить эффективность управления ресурсами.
Таким образом, основной финансовый документ предприятия, Отчет о прибылях и убытках или как его еще называют "Отчет о финансовых результатах", начинается с «валовой выручки», т.е. объема проданной предприятием продукции за отчетный период, выраженного в денежных средствах в ценах продажи, которые в свою очередь были прописаны в договорах, заключенных предприятием с покупателями и заказчиками, или в ценниках на продукцию, если это розничные продажи.
Отнимая из валовой выручки себестоимость проданной продукции получаем валовую прибыль.
Положительная величина валовой прибыли, говорит о коммерческой целесообразности существования предприятия.
Процессы, непосредственно связанные с производством и продажей продукции (технологические этапы производства, стадии бизнес-процессов, операции), сопряжены также с затратами, которые не входят в себестоимость продукции, но при этом напрямую зависят от объемов производимой и продаваемой продукции. Такие расходы называются переменными и если их отнять от валовой прибыли, то результат обычно называют «маржинальной прибылью». Часто валовую прибыль называют «маржой», или, например, переменные расходы в том смысле как мы их определили в предыдущем предложении, называют наоборот «постоянными расходами», имея ввиду, их постоянство по отношению к выручке. Поэтому мы обращаем внимание на то, что вопрос определения понятий является исключительно вопросом внутренних корпоративных договоренностей.
Следующий тип расходов – «постоянные расходы». Постоянные расходы относятся к управленческим процессам и соответственно к управленческому персоналу. Предполагается, что постоянные расходы – это расходы, которые не меняются в зависимости от несущественных изменений объемов производства и продаж продукции.
Разность между маржинальной прибылью и постоянными расходами называют аббревиатурой EBITDA – прибыль до вычета налога на прибыль, процентов по привлеченным кредитам и амортизации. Качественно этот показатель применяют для отражения финансового результата собственной оборотной деятельности предприятия. Поэтому что в него включать, а что не включать это вопрос опять же внутренних договоренностей, прописываемых обычно в рамках управленческой учетной политики предприятия.
С понятием EBITDA также связано еще одно крайне важное понятие, а именно «точка безубыточности» предприятия. Точкой безубыточности называется такой объем продаваемой продукции, при котором
EBITDA = 0,
или при котором объем маржинальной прибыли покрывает постоянные (управленческие) расходы, т.е. когда выполняется равенство:
Маржинальная прибыль = Постоянные расходы.
Отнимая из прибыли от собственной оборотной деятельности расходы по уплате процентов за использование заемных средств, а также амортизационные начисления, получаем «прибыль до налогообложения».
Далее «в игру вступает» государство, облагая налогом на прибыль каждое предприятие, в результате чего у предприятия остается чистый финансовый результат – Чистая прибыль.
Наконец дело доходит до собственников предприятия, которые получают часть чистой прибыли в виде дивидендов.
Оставшаяся часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и если она положительна, то на ее величину происходит увеличение собственного капитала, если – отрицательна, т.е. убыток, то – уменьшение собственного капитала.
Нераспределенная прибыль может быть направлена на развитие компании, в том числе на маркетинговые исследования, пополнение оборотных средств, а также на формирование различных резервов («подушки безопасности») и т.п.
Как уже отмечалось в описании, порядок включения тех или иных статей доходов и расходов в Отчет о прибылях и убытках зависит от отраслевой специфики, бизнес модели, а также от внутренних корпоративных договоренностей.
Поэтому Сервис КУБ-24 предоставляет возможность пользователю самостоятельно произвести настройки Отчета о прибылях и убытках, отнеся применяемые статьи к той или иной группе доходов и расходов.
По умолчанию отчет будет формироваться по предустановленным настройкам.
Доходы, участвующие в ОПиУ подразделяются на три категории, это:
· Выручка;
· Другие доходы;
· Проценты полученные.
В состав группы «Выручка», согласно предустановленным настройкам, включены такие статьи доходов как: Агентское вознаграждение; Комиссия; Оплата от покупателя; Торговая выручка и Торговый эквайринг.
В состав группы «Другие доходы» включены статьи: Возврат; Возврат средств из бюджета и Прочие доходы.
В состав группы «Проценты полученные» входят статьи: Проценты полученные по займам и Проценты полученные по депозитам».
Перечень категорий расходов более обширный и включает в себя семь групп, это:
· Переменные расходы;
· Операционные расходы;
· Постоянные расходы;
· Другие расходы;
· Проценты уплаченные;
· Налоги;
· Дивиденды.
Предустановленные «Переменные расходы» включают статьи: Доставка; Оплата поставщику; Товар.
Самая обширная группа, это «Операционные расходы», они включают в себя: Агентское вознаграждение; АйТи; Бухгалтерские услуги; Зарплата, Зарплата логистов; Интернет; Канцелярские товары; Командировочные расходы; Комиссия; Комиссия банка; Лизинг; Мебель; Налог по зарплате; НДФЛ; Обучение; Оргтехника; Почта; Программное обеспечение; Проезд; Реклама; Реклама и PR; Рекламная продукция; Ремонт; Ремонт автотранспорта; Ремонт офиса; Страхование; Страхование автотранспорта; Страхование ДМС; Страховые взносы за ИП; Таможенные услуги; Телефония; Топливо; Торговый сбор; Транспортный налог; Услуги; Услуги кадрового агентства; Фиксированный платеж ОМС; Фиксированный платеж ПФР; Хоз.расходы; Электроэнергия; Юридические услуги.
В состав группы «Постоянные расходы» включены: Аренда; Аренда автотранспорта; Аренда оборудования; Аренда офиса; Аренда склада; Коммунальные расходы.
К группе «Другие расходы» отнесены статьи: Возврат; Выплата подотчетным лицам; Госпошлина; Корпоративы; Материальная помощь; Пени; Подарки контрагентам; Подарки сотрудникам; Прочие расходы; Штрафы.
В группу «Проценты уплаченные» входит единственная одноименная статья «Проценты уплаченные».
Группа «Налоги» включает статьи налогов, относящихся к применяемой компанией системой налогообложения, т.е. те налоги, которые уплачиваются из прибыли, либо вмененные налоги, а именно: Налог ЕНВД; Налог ЕСХН; Налог на прибыль; Налог УСН 15%; Налог УСН 6%; Патент и общая статья «Налоги».
И последняя групп это «Дивиденды», в нее включены статьи: Вывод прибыли; Дивиденды и НДФЛ с дивидендов.
Важно знать! В состав доходов и расходов, участвующих в ОПиУ могут быть включены только статьи, относящиеся к операционному (основному) виду деятельности.
Для самостоятельной настройки пользователем состава доходов и расходов, участвующих в Отчете о прибылях и убытках в левом верхнем углу отчета расположена иконка в виде шестеренки «Настройка». Нажав на иконку откроется свернутый список:
⊞ Статьи прихода
⊞ Статьи расхода
Нажав на «плюс» откроется список статей, напротив которых будет указан предустановленный в КУБе раздел доходов и расходов, который можно поменять, выбрав из выпадающего списка.
Примечания:
Если напротив статьи дохода или расхода указано «Не установлено», это значит, что данная статья традиционно относится к финансовому или инвестиционному видам деятельности.
Вы можете закрепить статьи доходов и расходов так, как считаете правильным для вашего бизнеса. Помимо предустановленных статей, можно добавить дополнительные статьи, необходимые для вашей деятельности, и прикрепить каждую из них к любой предусмотренной группе доходов и расходов.
Важно знать!
· Ваши настройки будут применяться для всех компаний в вашем аккаунте, что дает возможность формировать консолидированный отчет по группе компаний;
· Вы можете сбросить собственные настройки нажав на кнопку «Сбросить до установок КУБ24». Данная кнопка становится доступной только после осуществления пользователем самостоятельных настроек;
· Если предустановленные настройки Отчета о прибылях и убытках не соответствуют вашей специфике или бизнес модели, и Вы испытываете трудности с самостоятельной настройкой, можно воспользоваться услугой «Ассистент», которая предоставляется Сервисом КУБ-24 ФинДиректор.